Источник: Материалы 17-й Международной научной конференции «Управление развитием социально-экономических систем: глобализация, предпринимательство, устойчивый экономический рост».
Ю.В. Герасимова
Э.И. Полякова, к.э.н., доцент
Донецкий национальный технический университет
Развитие мировой экономической системы определяемое термином «постиндустриальное общество», требует изменений в части конкретизации принципов построения маркетинговых стратегий на рынке услуг, занимающего ведущее место в структуре современного товарного рынка. Такие изменения должны происходить путем повсеместного внедрения в экономическую практику инструментов реализации маркетинга впечатлений. Кевин Келлер считает, что маркетинг впечатлений – это система маркетинговых мероприятий, которые призваны решить две задачи: во-первых, повысить осведомленность потребителей о характеристиках и преимуществах товаров; во-вторых, показать, как эти товары или услуги делают жизнь потребителей разнообразнее [1].
Так как для наших исследований маркетинг необходимо рассматривать в разрезе экономической науки, поэтому свойственным для него становится выход на психологические и социологические аспекты.
Актуальность маркетинга впечатлений вызвана тем, что именно эмоции представляют наиболее мощную движущую силу в создании измененной, в соответствии с потребностью предприятия, модели поведения потребителя.
Маркетинг впечатлений, базирующийся на эмоциональном восприятии в части мотивации потребителей, как предмет исследования встречается в работах следующих ученых: Д. Пайна, Дж. Гилмора, Б. Шмитта, Д. Роджерса, К. Вроцоса, Т. Казанжи [2,3].
Эффективные коммуникации невозможны без эмоциональной составляющей. Эмоции – это субъективное состояние человека, возникающее в ответ на воздействие внешних и внутренних факторов, проявляющееся в форме непосредственных переживаний. Эмоционально проявляются следующие функции:
Именно эмоции влияют на убеждения и изменяют поведение. Работая над тем, чтобы передать сообщение, изменить поведение людей или повлиять на их решение, следует использовать эффективные инструменты влияния, и маркетинг впечатлений – один из них.
Ранее модель маркетинговых коммуникаций была массовой и односторонней, в последнее время существенно увеличилось число каналов коммуникации и, появилась возможность строить диалог через блоги и посредствам мобильных телефонов. Это заметно проявляется в сферах масс-медиа. При этом традиционные способы общения с аудиторией теряют свои позиции. Брендам необходимо находить другой путь воздействия, вариантом которого может стать «маркетинг впечатлений» или эмоциональный маркетинг. Эмоциональный маркетинг – это вид маркетинга, который использует инструменты, направленные на удовлетворение потребностей потребителей в острых впечатлениях, интересных событиях, радостных моментах и других потребностях, которые можно отнести к эмоциональной составляющей жизни человека.
Современные маркетологи применяют следующие маркетинговые стратегии, вынуждающие потенциального покупателя принимать решение о покупке на уровне эмоций. Например, эмоциональное отношение потребителя к рекламе может быть нейтральным или спорным, положительным или отрицательным. Необходимо подчеркнуть, что эмоциональный маркетинг требует вдумчивого и скрупулезного подхода. Основным инструментом исследования становится эмоциональный анализ, выражающий думать и чувствовать за покупателя. Исследуя эмоции, маркетологи стремятся создать такой товар, который сумел максимально удовлетворить потребности потребителей.
В настоящее время зарождается новая экономика – «экономика впечатлений», которая ориентирована на ощущения потребителя. В контексте экономики впечатлений значительно актуализируется использование нетрадиционных инструментов маркетинга. Потребитель в условиях жесткой конкуренции среди множества идентичных товаров отдаст предпочтение тому, о котором сложится лучшее впечатление. В создании таковых впечатлений и заключается идея современной маркетинговой деятельности на предприятии.
Фактором, обусловившим приоритет использования инструментов маркетинга впечатлений на рынке услуг, выступает содействие эффективному развитию экономических и социальных отношений путем удовлетворения широкого спектра общественных и индивидуальных потребностей.
Проявление маркетинга впечатлений на потребителя можно описать по следующим аспектам. Во-первых, потребители на фоне впечатлений лучше запоминают информацию о товаре (торговую марку, бренд). Во-вторых, потребители отождествляют товар (торговую марку, бренд) с приятными эмоциями, получаемыми во время демонстрации. В-третьих, непроизвольно у потребителя складывается ощущение собственного выбора. В-четвертых, благодаря эмоциональной вовлеченности, полученный положительный эффект долговечен. В-пятых, позитивные переживания обеспечивают товару (торговой марке, бренду) полную лояльность [4].
Следовательно, можно сделать взвод, что маркетинг впечатлений во всем мире завоевывает более прочные позиции, т.к. обычной рекламой привлечь к себе покупателя уже нельзя. Возможности маркетинга впечатлений заключаются в психологической потребности человека интересоваться жизнью других. Таким образом, те компании, которые овладеют и раньше других начнут применять технологии маркетинга впечатлений смогут противостоять конкурентам и обеспечат устойчивые позиции товара. Современный потребитель воспринимает свойства и преимущества, качество товара и позитивный имидж, как обязательные атрибуты, которые возбуждают воображение, обостряют восприятие и волнуют чувства. Способность компании побуждать в человеке желаемое впечатление будет определять ее успех на глобальном рынке.
Литература:
Назад в библиотеку